Знаете ли Вы что... | История развития ВТ | Поколения ЭВМ |
Первые счетные машины | Первая мышь | Чему равен йоттабайт? |
Отец мыши.
Автор статьи: Эндрю Мэйсел (Andrew Maisel)
SuperKids: Над чем вы работали, когда
Вас посетила идея мыши? Был ли это проект
специально нацеленный на развитие
устройств ввода для компьютеров?
Engelbart: Мышь была лишь небольшой
частью огромного проекта по развитию
человеческого интеллекта.
S: Развития человеческого
интеллекта?
Да. Я уже тогда полагал, что
сложность возникающих перед
человечеством проблем растет быстрее,
чем наша способность решать их. Таким
образом, поиск путей развития нашего
интеллекта становился актуальной
задачей. Ко времени изобретения мыши я
уже более двенадцати лет занимался
исследованием возможных путей
увеличения способности людей решать
сложные задачи.
S: Где в этом проекте
потребовалось применение мыши?
Мы предполагали, что люди, решающие
задачи, для повышения своих усилий будут
использовать рабочие станции,
оснащенные компьютерами. А это
потребует возможности
взаимодействовать с отображаемой
информацией, применяя какое-либо
устройство для перемещения курсора по
экрану. Тогда уже использовались
несколько таких устройств: световое
перо, джойстик и т.д.
S: Почему вы не применяли только
одно из них?
Мы искали лучшее, более
эффективное устройство. В 1966 году мы
предложили NASA: "Давайте испытаем их и
раз и навсегда определим, какое лучшее?".
Финансируемая NASA, наша группа
разработала набор простых задач и
отобрала добровольцев для решения этих
задач с помощью различных устройств.
Например, компьютер генерировал объект
в случайном месте экрана, а курсор
помещал в другое случайное место. Мы
замеряли, сколько времени потребуется
пользователю, чтобы переместить курсор
к объекту. Скоро стало ясно, что мышь
превосходит всех остальных. Устройства
типа светового пера требовали слишком
много времени: постоянно подбирать
указатель и проделывать весь путь по
экрану очень утомительно.
S: В статье про этот тест,
опубликованный вами и Билом Инглишем (Bill
English) в начале 1967 года, также упоминается
устройство "коленного управления"
("knee-control"), которое оказалось забыто...
Это устройство было основано на
моем наблюдении, что ступня человека
очень чутко управляет педалью газа в
автомобиле. Немного поработав, мы
обнаружили, что колено обеспечивает
даже лучший контроль за малыми
перемещениями во всех направлениях. В
тестах оно оказалось незначительно
лучше чем мышь.
S: NASA согласилась с вашими
изысканиями?
Ну, у мыши были проблемы в
невесомости...
S: Как случилось, что вы изобрели
мышь? Вы просто проснулись однажды утром
и сказали: "Сегодня я должен придумать
мышь".
Реальное изобретение мыши было
результатом анализа различных
характеристик других устройств
указания/ввода. Так же, как
Периодическая Таблица Элементов имеет
характеристики, которые определяются
группами строк и колонок, мы выложили
сетку существующих устройств. И так же,
как правила периодической таблицы
привели к открытию некоторых, ранее
неизвестных элементов, эта сетка в конце
концов определила желаемые
характеристики устройства, которое не
существовало. Этим устройством была
мышь.
S: Вы сами сделали ту первую мышь?
Нет, разработка аппарата была
сделана аспирантом по имени Бил Инглиш.
Бил был крайне работоспособным парнем.
Он работал в еще одной лаборатории в SRI, и
мы были рады, что он освободился, когда
начался этот проект. Он не боялся
погрузиться с головой в какое-нибудь
дело! Позже к нам присоединился Джеф
Рулифсон (Jeff Rulifson), который существенно
улучшил функционирование нашей мыши
разработкой качественного программного
обеспечения.
S: Как выглядела та первая мышь по
сравнению с современными?
Первая мышь имела провод спереди,
но мы сразу же перекинули его назад,
чтобы убрать с пути. Это было простое
механическое устройство с двумя
перпендикулярно установленными дисками
снизу корпуса. Вы могли наклонить или
качнуть мышь, чтобы нарисовать идеально
прямые горизонтальные или вертикальные
линии. Или вы могли толкнуть мышь и
приподнять её, наблюдая, как курсор
продолжает двигаться, пока вращается
диск. Большинство современных мышей все
еще механические, и отличаются только
шаром в основании, чьи движения
передаются на два ортогональных диска.
S: Кто придумал термин "мышь"?
(смеется) Никто не помнит.
Устройство выглядело как мышь с хвостом,
и мы все в лаборатории называли его так.
S: Вы все видели его в будущем как
составную часть компьютера?
Да!
S: Кажется ли вам, что мышь
останется такой же распространенной,
как и сегодня, или её вытеснит что-то ещё,
возможно шаровой манипулятор, сенсорный
дисплей или голосовое распознавание?
Я не вижу на сегодня ничего, что
могло бы превзойти мышь по
эффективности. Но кто знает? Когда
появились первые сенсорные экраны, мы
все смеялись, потому что знали: в общих
задачах они создают те же проблемы, что и
световые перья. Они требуют от
пользователя слишком много напрасных
движений. Распознавание голоса? Я не
знаю, как вы сможете эффективно
перемещать объект на экране с голосовым
распознаванием. Как это будет работать?
Вы будете говорить: "вверх на один
пиксел, теперь на два пиксела вправо"?
S: Вы запатентовали мышь и стали
невероятно богатым?
Её запатентовал Стэндфордский
Институт, но они не имели реального
представления о её стоимости. Несколько
лет спустя я узнал, что они передали
лицензию компании Apple что-то за 40000$.
S: О! Что привело вас к работе в SRI
над этим проектом по развитию
человеческого интеллекта?
В 1951 году я был инженером
электротехники в Ames Laboratories (прим. ред.:
сейчас - NASA Ames, Sunnyvale, California). Я прочел
много статей о потенциале компьютеров,
такие как заметки Ванневар Буша (Vannevar Bush)
в Atlantic Monthly о персональных компьютерных
устройствах, которые он называл "мемекс"
("memex"), и книгу о компьютерах "Гигантские
мозги", и они, казалось, открыли мне
целое направление в мире знания. Так,
после нескольких месяцев размышлений я
решил, что это хорошая цель всей жизни.
S: Вы работали с компьютерами в Ames
в 1951 году?
Нет! Ближайший компьютер был где-то
на восточном побережье. Я покинул Ames для
поступления в Калифорнийский
Университет, и получил степень доктора и
преподавал там около года. Но вы можете
себе представить, как мои идеи развития
человеческого интеллекта были
восприняты в 1961 году! (смеётся). Один из
моих коллег на факультете отвел меня в
сторону и сказал: "Сынок, продвижение
в академических институтах основано на
равном вкладе, люди всегда предпочитают
тех, кто разделяет их взгляды. Если ты
продолжишь выбранный путь, то навсегда
останешься и.о. адьюнкт-профессора".
Так я связался с деканом
Инженерной Школы (School of Engineering) в
Стэнфорде, что всего лишь через залив от
Беркли, и получил замечательное письмо,
сообщающее что-то вроде: "Дорогой
доктор Энгельбарт. Спасибо за Ваш
интерес к Стэнфорду. К сожалению, наша
Инженерная Школа является небольшим
факультетом, и мы сосредотачиваемся
только на тех областях, которые, как нам
кажется, имеют реальный потенциал. Т.к.
компьютеры полезны только в сфере
обслуживания, мы не заинтересованы в их
развитии. Наилучшие пожелания и т.д.".
S: Ого! Я не могу поверить, что они
были так близоруки! Трудно поверить, что
институт, так тесно связанный с
рождением Силиконовой Долины (Silicon Valley),
мог упустить такое...
Они не были одиноки! Я
разговаривал также с Дэвидом Паккардом
(David Packard) из компании Hewlett-Packard. У нас
состоялся большой разговор, и я сделал
всё, чтобы устроиться к нему на работу.
Потом, когда я ехал домой с
собеседования, у меня возник вопрос. На
четверти пути я остановился и позвонил
вице-президенту инженерного отдела в HP,
где я собирался работать, и спросил: "Я
полагаю, HP планирует заниматься
цифровыми приборами и компьютерами, и я
получу шанс работать в этих областях, не
так ли?" Но он ответил, что не
предполагает там наличие больших
возможностей, и ответ был "нет".
В результате я закончил Stanford Research
Institute, где на многие годы получил
возможность заниматься развитием
системных подходов к расширению
человеческого интеллекта. К концу 1968
года мы разработали не только мышь, но и
такие вещи, как гипертекст (прим. ред.: он
является основой для связей, которые
делают всемирную сеть такой популярной
сегодня), динамический экранный
редактор и видео-конференцию.
[На Главную] [История Праздника] [Улыбнитесь]
[Новости] [Фотоальбом] [Гостевая Книга]